24 заметки с тегом

Антон Досыбиев

Левая и правая подмышки в вёрстке

Антон Досыбиев

Вот мы поставили фотографию, а справа от неё пустили текст. Нарисую от руки.



Пока всё нормально, но что если надпись не помещается в узкую колонку напротив иллюстрации. Идём самым простым путём и обтекаем текстом фотографию.

Так почему-то часто делают в резюме


Обратите внимание, как фотография оказалось подмышкой у текста. Сейчас это левая подмышка, я обозначил её красными линиями.



Проблема левой подмышки в том, что она мешает естественному порядку чтения. Пока мы читаем текст справа от фотографии, строки начинаются в одном месте, но когда картинка кончается, начало строк вдруг перескакивает в другое место, намного левее. Мозгу это неприятно.

Чтобы исправить, поменяем левую подмышку на правую.



Мы читаем слева направо, поэтому мозгу комфортней, когда все строки текста начинаются с одной линии слева. Понятно, что читатель разберётся со строками, где бы они ни начинались, но зачем тратить его внимание на такую ерунду — пусть лучше концентрируется на содержании.

Ещё один способ запихнуть фотографию в левую подмышку — поставить её под заголовком.



Проблема та же. Сначала мы читаем заголовок, потом спотыкаемся об фотографию и только после этого находим текст, который относится к заголовку. Перекладываем картинку в правую подмышку — и всё встаёт на свои места.



Как вариант, можно перенести заголовок к тексту и поставить его на один уровень с верхним краем фотографии. Такой ход убивает подмышки, но оставляет некрасивые дыры под иллюстрацией.



Чтобы не мешать людям нормально читать текст и ориентироваться в строках, запомните простое правило:

Правая подмышка лучше левой

20 апреля   Антон Досыбиев   Маркетинг   Разное

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Полтора бизнес-урока от неидеального интерфейса в Айфоне

Антон Досыбиев

Раньше интерфейс в Айфоне был «выпуклый»: объёмные кнопки, переключалки, иконки — дизайнеры нарисовали всё реалистично, будто это физические объекты.

Гайд по Айос 6 из «Девиант арта»

Со временем это вышло из моды. Разработчики интерфейсов переключились на «плоский дизайн» и отказались от выпуклых кнопок.

Гайд по Айос 9 из «Скетча»

Эпл перешла на новый дизайн в девятой версии системы, но если углубиться в меню и зайти в продление подписки на Эпл-музыку, пользователей ждал привет из прошлого: кнопки возобновления подписки были старомодные, как в шестой версии, хотя вся остальная система обновилась. В десятой версии это исправили.

К чему это я

Штука вот в чём. Даже могучий Эпл с армией классных специалистов позволяет себе выпускать не готовый на 100% продукт. Они отходят от идеала, чтобы запустить проект в срок, понимая, что неидеальная часть интерфейса всё равно выполняет свою функцию.

Я прихожу к двум выводам. Вернее, они почти об одном и том же, но чтобы закрепить, повторю два раза. Будем считать, что их полтора.

Важна только цель
Мода, красота, мнение коллег, оценки в рейтинге на курсе Helppy — всё это второстепенно.

Если мы делаем лендинг для лид-магнита, он должен помогать людям получать бесплатный продукт. Главное — запустить страничку, а потом постепенно доводить до идеала. Если делаем портфолио, главное — написать о себе правду, показать, что вы готовы развиваться и хотите принести пользу работодателю.

Сомнения в собственных возможностях, попытки соответствовать чьим-то стандартам, попытки дотянутся до чьей-то планки — это всё мимо цели. Просто расскажите правду, а потом постепенно делайте модно, красиво и «продающе».

«Делать» и «сделать» — это разные понятия. Будьте как Эпл: не пытайтесь дотянуть до идеала, просто сделайте.

Из этого вытекает второй вывод.

Дедлайны важнее всего
Эпл назначила релиз девятой версии операционки на 16 сентября 2016 года. Хоть тресни, но в этот день пользователи Айфонов должны были получить уведомление и обновиться. Инженеры из Купертино понимали это и закрыли глаза на старые кнопки. Главное — успеть в дедлайн.

Такой подход работает везде: в быту, в бизнесе и в работе над проектами клиента.

Если типография запорола пригласительные на вашу свадьбу, а сегодня их надо отправить, вышлите по электронной почте или соберите гостей в закрытую группу в Фейсбуке. Если сдвинуть дедлайн и ждать пока типография исправится, часть гостей и вовсе останется без приглашений.

Если вечером вы ждёте гостей на ужин, но за несколько часов до встречи на кухне ломается плита, закажите еду в любимом ресторане. Звонить мастеру, ждать пока он приедет и отремонтирует плиту, а потом срочно готовить — не выход, потому что так вы рискуете оставить гостей без еды. Сорвать дедлайн — значит, испортить вечер.

Тесты на курсе Helppy выглядят как список вопросов с вариантами ответов, а под ними — поля «Вопрос 1», «Вопрос 2» и так далее. Студенты читают вопрос, выбирают ответ, скролят вниз и вписывают его в соответствующее поле. Нам хотелось сразу автоматизировать тесты, чтобы ученики просто нажимали на ответы, а не крутили страницу туда-сюда. Если бы мы нанимали программистов, разрабатывали алгоритмы и пытались это всё внедрить в учебную платформу, то не запустили бы тестировние в срок.

В любом проекте для начала достаточно, чтобы продукт выполнял свою функцию. Остальные навороты переносим на следующую итерацию, так же как Эпл заменила старые кнопки в 10-й версии операционки.

  • Пригласительные по электронной почте приглашают гостей не хуже бумажной версии.
  • Еда из ресторана утоляет голод гостей так же, как и домашняя.
  • Тесты без автоматизации проверяют знания студентов так же, как и написанный программистом скрипт.

Главное, чтобы продукт выходил в срок и сразу выполнял свою функцию. Хоть как. А красоту и технологичность добавите потом.


P. S.: Тесты на Helppy остаются в первоначальном виде до сих пор. За это время мы несколько раз поменяли вопросы и подкорректировали формулировки. Теперь, когда содержание нас устраивает, мы займёмся техникой и красотой. Обещаем.

13 апреля   Антон Досыбиев   Маркетинг

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Как писать числительные

Антон Досыбиев

Я заметил, что числительные часто провоцируют ошибки. На курсе Helppy вот уже несколько потоков подряд я в отдельном посте рассказываю о правилах наращения числительных. Раз уж проблема такая распространённая, переношу инструкцию в блог — скорее всего, вам она тоже пригодится.

Вот пара правил.

Календарные и количественные числительные не наращиваются

Не пытайтесь наращивать количественные числительные. Другими словами, если цифра отвечает на вопрос «сколько?», «скольких?», ей не нужно наращение.

Нет Да
20-го января 20 января
в 2018-м году в 2018 году
30-ть уроков 30 уроков

Если наращивать количественные числительные, получается конфуз.

Как написали Что хотели сказать Как это читается
После 3-х недель После трёх недель После третьих недель
Архив с 3-я файлами Архив с тремя файлами Архив с третья файлами
Не меньше 2-х встреч Не меньше двух встреч Не меньше вторых встреч

Варианты типа «10-ть» — это за гранью. Почему бы тогда не «10сять», «1дин», «4-ре», «20цать», «48-емь».

Не повторяйте окончание числительного после дефиса

Порядковые числительные наращиваются как обычно

В этом случае цифры отвечают на вопрос «который по счёту?»:

  • 21-й поток,
  • 17-й глоток,
  • 23-й бульдог.

После дефиса всегда идёт одна буква кроме трёх случаев: -го, -му, -ми.

  • 1-го — первого,
  • 3-му — третьему,
  • 4-ми — четвёртыми.

Наращений вроде «-ого», «-мя» или «-ой» не бывает

В сложных словах наращение идёт после дефиса

Чаще всего это касается прилагательных вроде «трёхдневный», «двенадцатимесячный», «четырёхступенчатый».

Нет Да
3-х дневный 3-дневный
12-и месячный 12-месячный
4-х ступенчатый 4-ступенчатый

Запомнить просто: пробела посередине слова быть не может. А вообще, вот вам универсальная подсказка:

Сомневаетесь — напишите буквами

Чтобы не ошибаться, купите «Справочник издателя и автора» Аркадия Мильчина и Людмилы Чельцовой:

13 апреля   Антон Досыбиев   Разное

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Вёрстка таблиц: базовая гигиена

Антон Досыбиев

На большинство таблиц в интернете больно смотреть. Люди, которые их верстают, стараются сделать «красиво», но дизайн мешает нормально считывать информацию.

Сегодня я покажу вам пару базовых правил. Следуйте им, если хотите, чтобы ваши таблицы выглядели чистенько, а информация в них легко читалась.

Учиться будем на примере. По запросу «таблица» Гугл выдаёт мегатонну плохо сверстанных табличек. Я выбрал пример попроще, чтобы объяснить основные принципы.


Документ рассказывает о бронетехнике на вооружении СССР времён Великой Отечественной войны. Приступаем.

Убираем заливку

Первое, что пугает в таблице — цветная заливка. Она тут не нужна, потому что не помогает нормально считывать надписи: человеческому глазу привычней читать чёрные буквы на белом фоне. Не зря ведь страницы в книгах белые, а буквы — чёрные. Страница, которую вы сейчас читаете, тоже белая. Если опубликовать текст в Фейсбуке, у него будет белый фон.

Представьте, как тяжело было бы читать книги, статьи в интернете, договоры, инструкции и что угодно, если бы их верстали так же, как таблицы. К счастью, цветная заливка преследует нас только в Икселе.

А иногда цвет заливки вынуждает верстальщика изменить цвет текста. Не надо так.

Если дизайн бесполезен — выбрасываем.


Без заливки таблица уже не кричит на читателя. Теперь это серьёзный документ, в котором главное — содержание. Идём дальше.

Избавляемся от линеек

Раскрываю секретный секрет: таблицам не нужны границы ячеек. Многие верят, что линейки помогают визуально разделять строки и столбцы, но в таблице всё и так разделено отступами. Посмотрите на абзацы в этой статье. Между ними нет линеек, но вы понимаете, что это разные абзацы, потому что они разделены отступами.

Ещё одна причина отказаться от линеек — это мельтешение и лишний шум. Если смотреть на разлинованную таблицу несколько секунд, это не заметно, а если минуту — глаза устают, линейки мерцают. Попробуйте глазами посчитать количество строк в такой таблице — и через минуту вы прослезитесь.

Дизайнеры называют это эффектом «1 + 1 = 3». Такая синергия: если вы нарисуете на белом листке две параллельные чёрные линии, то у вас получится не две линии, а три — две чёрные и одна белая между ними. Отсюда и мельтешение.

Удалям границы ячеек, чтобы позаботиться о глазах.


Теперь кажется, что таблица выглядит неаккуратно. Займёмся этим.

Ровняем цифры

Таблицы нужны нам, чтобы сравнивать данные. Делать это в сплошном тексте мучительно: придётся прыгать между абзацами, выискивать цифры, запоминать. В таблице цифры уже рассортированы и записаны в столбик — сравнивать их удобнее.

Чтобы облегчить этот процесс, лучше выравнивать цифры по правому краю ячейки. Там мы сразу видим, где сотни, где тысячи, а где десятки тысяч.


Заголовки ровняем так же, как и содержание столбцов, к которым они относятся.

Добавляем отступы и подзаголовки

В первом шаге мы избавились от заливки, которую автор таблицы использовал, чтобы структурировать документ. Теперь вернём структуру, но сделаем это не с помощью цвета, а отступами и жирными подзаголовками.

Вместо скромной надписи «СССР» вверху напишем нормальный заголовок для всей таблицы. Подразделы внутри отдалим друг от друга, а подзаголовки выделим жирным.


Чтобы заголовок последнего раздела поместился в одну строку, я его сократил:

  • машины специального назначения → машины спецназначения.

На следующем шаге мы визуально сократим документ.

Объединяем разделы

Чем компактней таблица, тем лучше. Главное — не потерять часть данных, когда сокращаете документ.

Я не разбираюсь в бронетехнике и могу ошибаться, но кажется, что «малые танки и танкетки» не обидятся, если я помещу их в раздел «Танки и полевая артиллерия», ведь в обоих случаях речь идёт в том числе о танках. Из тех же соображений переношу «самоходную артиллерию».


В итоге вместо пяти подзаголовком остались три. Таблица уменьшилась, не растеряв важные данные.

Окей, возвращаем одну линейку

Единственная линейка, которая имеет право на существование, это нижняя граница верхних ячеек. С ней таблица выглядит как таблица даже издалека.


Заодно я добавил «Всего» в конце каждого раздела. Сравните первый вариант и последний.


Есть ещё примерно миллион способов улучшить вёрстку таблицы: вынести часть информации за документ, перевернуть таблицу из горизонтального положения в вертикальное, объединить или вынести за скобки повторяющиеся данные. Если интересно, дайте знать — расскажу о продвинутых техниках в следующих статьях.

Что запомнить
1. Не заливайте таблицу цветом. Нет, сереньким тоже не надо.

2. Уберите границы ячеек. В интернете таблицы прекрасно смотрятся и без них, а в Икселе уже есть сетка — красить её ещё жирнее бессмысленно.

3. Ровняйте цифры по правому краю ячейки, а текст по левому. Заголовки столбцов выравниваем так же, как и содержание этих столбцов.

4. Выделяйте подзаголовки жирным. Над подзаголовком оставляйте пустую строку, чтобы добавить отступы между разделами.

5. Старайтесь сделать таблицу настолько компактной, насколько это возможно. Не жертвуйте важными данными.

2018   Антон Досыбиев   Разное

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Как верстать фотографии на лендинге

Антон Досыбиев

В статье «Избавьтесь от слайдера» я предлагаю не использовать листалки и вытащить их содержимое на страницу. Кажется, что это просто: если в слайдере 12 фотографий, берём их все и ставим рядышком сверху вниз. В итоге получается примерно так:


Первая проблема такой вёрстки — отсутствие подписей. Мы видим фотографии, но не понимаем, кто эти люди, где и когда их снимали, какую задачу преследовал фотограф. Посетителю сайта остаётся рассматривать снимки и фантазировать.

Но даже если мы подпишем картинки, нас ждёт вторая проблема — скука смертная.

Как верстать фотографии веселей

Скучной вёрсткой фотографий я называю такие этажи лендинга, в которых снимки лежат стройными одинаковыми рядами. Когда картинки одинакового размера, ряды одинакового размера, в рядах одно и то же количество фотографий, человек, который на это смотрит, не понимает, что тут главное, а что второстепенное. Куда смотреть в первую очередь и на что обратить внимание — непонятно.

Посмотрите на дом и скажите, интересно ли рассматривать окна.


А теперь посмотрите на другой дом. Интересней?


В вёрстке то же самое: если сложить рядом много фотографий одинакового размера, их неинтересно рассматривать. Но стоит сделать одни фотографии крупными, а другие поменьше — их тут же хочется изучить поближе.

Раньше раздел с гостевыми лекциями на сайте Helppy тоже был скучный, как кирпичная хрущёвка в микрорайоне.


Чтобы улучшить вёрстку, мы с Катей Пышко нарисовали несколько макетов, определили, лекции каких экспертов пользуются большим спросом среди студентов, и посчитали, сколько потребуется времени, чтобы посмотреть все вебинары. Потом долго двигали и меняли местами, увеличивали и уменьшали фотографии, чтобы подписи визуально подружились со своими снимками: так мы избавились от случайных соответствий — это когда текст относится к одной картинке, а кажется, что к другой.


Нам ещё предстоит настроить мобильную версию, но на компьютере раздел с лекциями теперь смотрится круче.

Вот ещё пара примеров. В магазине студии Лебедева плакат «Суша» занимает место доминирующей иллюстрации. Фотография «Кулонуса-1» намного мельче — на неё мы смотрим во вторую очередь. В последнюю очередь бросаем взгляд на кофейные капсулы. Управление вниманием в действии.

«Магазинус» Лебедева

Голландский магазин кроссовок «Сникердистрикт» отказался от одинаковых квадратных фотографий и разбавил их крупными снимками. Так продавцы привлекают наше внимание к моделям, которые они хотят продать побыстрее.

Интерфейс «Сникердистрикта»

Если хотите, вот вам три макета для вдохновения. Не бойтесь экспериментировать, двигайте фотографии, меняйте их местами и заполняйте пустые места фактоидами.


Что запомнить
1. Одинаковые ряды с фотографиями — это плохо. Одинаковые ряды с подписанными фотографиями — лучше, но скучно. Ряды с подписанными фотографиями разного размера — красота.

2. Нельзя один раз сверстать лендинг и не улучшать его месяцами. Докручивайте продукт постоянно.

См. также:
Избавьтесь от слайдера
Убрать жир
Как формулировать заголовки на лендингах

2018   Антон Досыбиев   Маркетинг

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Не начинайте текст с вопроса

Антон Досыбиев

Студенты на курсе Helppy часто спрашивают, почему мы считаем, что начинать статью или пост с вопроса — дурной тон. Отвечаю.

Начать с вопроса проще всего. Это первое, что приходит в голову.

Пишем про статью в блоге:
«Хотите узнать, как вести график проекта? Тогда читайте...»

Про курс:
«Хотите научиться вести соцсети? Тогда запишитесь...»

Про приложение на смартфон:
«Хотите ретушировать фотографии на ходу? Тогда скачайте...»

Такое начало поста — самое очевидное и затасканное. Вопрос в этом случае — спасение для ленивого сммщика: он ничего не выдумывает, не погружает читателя в тему, не сочиняет зубастый заголовок. Заехал с вопросом и нормально. Я вижу тут две проблемы.

Фальшь

Вопрос — это инструмент диалога. В устной речи, в чатах и в общении в комментариях без них не обойтись. Вы спрашиваете «Хочешь чаю?», вам отвечают «Очень хочу, наливай». Спрашиваете «Куда пропал?», вам отвечают «Заработался, прости».

Пост или статья — это монолог, поэтому все вопросы в тексте автоматически становятся риторическими. Читатель не кивает и не говорит в монитор:

«Да, я хочу узнать, как вести проект»
«Ага, хочу научиться вести соцсети»
«Конечно! Всегда хотел ретушировать фотки на телефоне. Рассказывайте!»

Когда автор начинает пост с вопроса, он заранее понимает, что ему никто не ответит. Приходится отвечать самому тут же в тексте или делать вид, что кто-то ответил. Получается имитация живого общения там, где диалога быть не может. Автор притворяется и фальшивит.

Прочитайте текст вслух, чтобы проверить его на фальшь. «Ребёнок не спит по ночам? Не знаете как исправить ситуацию? Тогда скачайте наше руководство, которое поможет спать крепко всей семье». Вы услышите, что речь звучит неестественно, будто говорит продавец из телемагазина: «Вы всё ещё тратите время на изнуряющую нарезку овощей? Тогда мы идём к вам!»

Так выглядит автор фальшивого текста. Фотография из Оренбургского телемагазина.
Вы всё ещё не шлёпаете по «Хэппи чоп»? Тогда мы научим крошить лук без слёз!

Чтобы по-быстрому избавиться от заигрывания и фамильярности, перефразируйте вопрос в утверждение.

Фальшиво Нормально
Хотите узнать, как вести график проекта? Если хотите узнать, как вести график проекта...
Хотите научиться вести соцсети? Если хотите научиться вести соцсети...
Хотите ретушировать фотографии на ходу? Если хотите ретушировать фотографии на ходу...

Скажите то же самое, но без вопроса

Пустота

Если думать, начинать ли с вопроса или нет, получится рассуждение о форме, а надо — о содержании. Вопросительное начало бесполезное и пустое. Была возможность рассказать интересную информацию, а мы слили её в вопрос.

Вот пишем про статью в блоге. Задача — показать, что статья интересная. Начнём с полезного факта:

«Три ошибки, из-за которых вы не запустите проект вовремя: не учитывать время на промежуточное согласование, не прописывать чекпоинты в графике и думать, что ружьё не заряжено. Подробнее о каждой читайте...»

В таком виде в посте видно, что автор не заигрывает с читателями, старается заинтересовать и помогает понять, надо ли мне читать эту статью.


Пишем про СММ-курс. Задача — показать, что курс поможет начинающим сммщикам в сфере ресторанного бизнеса.

«Маркетологи кафе и ресторанов ведут странички в соцсетях как попало. Бывает, и кухня вкусная, и коктейли забористые, и интерьер уютный, а в соцсетях — фигня. Вы ужинаете в ресторане, находите его во Вконтакте — а там стена плача, хамство администратора и посты месячной давности. Такой СММ не работает...»

Теперь пост с первого же предложения рассказывает, что это курс не для всех подряд, а только для ресторанных маркетологов. Текст указывает на распространённые проблемы — дескать, авторы курса знают больные места бизнеса.


Или про приложение. Задача — помочь читателю понять, что программа ему поможет. С этого и начнём:

«Приложение „Вандерфейс“ закрашивет синяки под глазами, разглаживает морщины и убирает двойной подбородок на фотографиях одним кликом...»

Вместо бесполезного вопроса мы сходу рассказали о функциях приложения и помогли читателю определиться, изучать ли тему дальше.


Запрета на вопросы нет. Но если копать глубже и думать о пользе, необходимость в вопросах отпадёт сама.

Некоторые считают, что вопрос привлекает внимание. А я думаю, что внимание привлекают польза и слово ЖОПА, набранное капсом. Выбирайте

Вы всё ещё не умеете нормально писать коммерческий текст? Тогда мы идём к вам!

На курсе Helppy комплексное обучение: линейки продуктов и воронки продаж, маркетинг в соцсетях, основы дизайна, копирайтинг, вёрстка презентаций и промостраниц, настройка рекламы в Фейсбуке, работа с клиентом, управление временем и проектный менеджмент.

Записаться →


См. также:
Об эмоциях и «душевных» постах в СММ
Почему нельзя клянчить плюсы и лайки в постах
Как написать полезный пост в соцсети
Есть контакт! Как вовлекать в Инстаграме

2017   Антон Досыбиев   Маркетинг   СММ

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Как ускорить рабочую переписку в чате и не раздражать коллег

Антон Досыбиев

Я вывел три вида сообщений в чате, которые пожирают время впустую и раздражают. Избегайте их — и обсуждения рабочих вопросов в мессенджерах потратят меньше времени и нервов.

«Здравствуйте»

Собеседник здоровается и настойчиво молчит. Ему кажется, что так он проявляет уважение и показывает, какой он вежливый. Но ни вежливости, ни уважения в этом нет. Одно бессмысленное приветствие.

Раньше я здоровался в ответ, а теперь игнорирую и жду когда собеседник перейдёт к делу. Иногда до дела не доходит и приветствие сиротливо висит в чате. Значит, не такой уж важный был вопрос.

Совет: не ждите пока с вами поздороваются в ответ. В приветствии нет ничего страшного, если сразу за ним идёт суть.

Здравствуйте! Меня зовут Оксана, я личный помощник Аллы Петровой, для которой вы настраиваете рекламу в Фейсбуке. Пожалуйста, вышлите...

Считайте, что с вами уже поздоровались

Некоторые здороваются и ждут ответа, чтобы убедиться, что собеседник освободился и готов разговору. Для них приветствие — это сигнал, что можно начинать. По мне, так это тоже не работает, ведь собеседник, от которого вы ждёте приветствия, не подозревает, что от его реакции зависит старт серьёзной беседы. Лучше скажите сразу: «Леонид, здравствуйте! Хочу обсудить результаты теста рекламной кампании в Фейсбуке. Пожалуйста, дайте знать, когда будете свободны. Я займу у вас минут 5-10».

«Как дела?»

Вот человек хочет обратиться с просьбой. Он здоровается, спрашивает «Как дела?» и ждёт ответа. Я отвечаю, что всё нормально, и только после этого собеседник выкатывает просьбу.

В этот момент мозг протестует:

  • А если бы мои дела были плохи, ты бы ничего не просил?
  • Как твоя проблема связана с моими делами?
  • А если бы я, зануда, начал рассказывать подробно, как у меня дела? Как бы ты тогда решился перейти к просьбе после моих рассказов о дожде, простуде и новых кроссовках?

Совет: признайтесь, что вас не волнует как дела у человека, от которого вы ждёте отчёт по продажам или совет по настройке рассылок. Не спрашивайте, как дела у коллеги, и уж тем более не ждите ответа, чтобы продолжить. Есть дело — переходите сразу к нему.

На работе у всех всё хорошо по умолчанию

«Есть…» «к тебе…» «вопрос…»

Бывает, собеседник пишет сообщение, потом вспоминает важную деталь — и пишет уточнение в догонку. Тут всё нормально. А бывает, что простое предложение растягивается на сто сообщений.

Для меня всё ещё загадка, зачем люди так делают.

Каждые несколько секунд на экране выскакивают новые сообщения. Через минуту их уже штук десять, а человек всё ещё не добрался до сути. Понимаю, что конец не скоро, закрываю чат и возвращаюсь к нему в лучшем случае вечером.

Совет: не дробите мысли на сто кусочков, пишите всё в одном сообщении. Возможно, вы потратите на это больше времени, зато ответ получите быстрее, а коллеги не устанут от уведомлений на экране.

Напиши. Всё. В одном. Сообщении. Ферштейн?

Или не ферштейн?

См. также:
Этикет в электронной переписке
Что писать в теме письма клиенту
Одно слово, из-за которого вы выглядите слизняком

2017   Антон Досыбиев   Работа

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Что писать в портфолио, если нет опыта. 18+

Антон Досыбиев

Для новичка портфолио — главный вызов. Хочется написать о себе убедительно, так, чтобы у клиента глаза загорелись, а рассказать нечего. Вот вам два совета.

Выложить багаж

Термин придумал Джим Кэмп и описал в книге «Сначала скажите „Нет“».

Багаж — это ваш жизненный опыт и обстоятельства, которые потенциально влияют на результат переговоров. Приведу несколько примеров, не связанных с портфолио, чтобы вы поняли, о чём речь.

Друзья зовут вас в ночной клуб. Вы не любите танцевать, но соглашаетесь без возражений, потому что давно не видели товарищей. После пары стопок текилы негодяи тащат вас на танцпол. Вы упираетесь, друзья строят обиженные гримасы, и вам неловко.
Надо было сразу сказать: «Ребята, я по вам соскучился и поеду, но танцевать не люблю, так что дёргаться будете без меня». Это багаж.


Вы хотите заказать пиццу. Гуглите рестораны с доставкой, переходите на сайт, выбираете любимую «Неаполитано» и оформляете заказ. После этого видите сообщение: «Спасибо за покупку! Курьер приедет в течение полутора часов». Вы злитесь и думаете, что успели бы сгонять за продуктами, вырастить базилик на подоконнике и приготовить пиццу самостоятельно.
Надо было написать на сайте: «По пятницам из-за наплыва заказов мы не успеваем доставлять пиццу за полчаса. Если вы оформите заказ, курьер приедет через 90 минут. Простите, что так долго. Обещаем, что пицца того стоит». Это багаж.


А вот примеры из реальности:

Дизайн-студия Лебедева не берётся за всё подряд, долго работает над проектами и выставляет клиентам большие счета. Наверняка часть потенциальных заказчиков рассчитывала, что студия решит их задачи быстро и недорого. Столкнувшись с реальностью, такие клиенты разочаровались бы, но Лебедев не позволил.
Раньше на главной странице сайта студии было написано крупно: «Долго, дорого, охуенно». Это багаж.


Курс Helppy изнуряюще сложный. За пять недель студенты получают около девяти часов видеолекций и кучу дополнительных материалов, делают пять практических заданий и решают четыре непростых теста с жёсткими дедлайнами. Некоторые рассчитывали бы на лёгкую прогулку, а когда поняли, что придётся пахать, расстроились бы и саботировали учебный процесс.
Поэтому на сайте курса написано: «Если вы не готовы к горе новой информации и напряжённой работе, учиться будет трудно». Это тоже багаж.


Если у вас нет опыта, не скрывайте это. Выложите багаж — и клиент оценит честность, поймёт, что им не пытаются манипулировать. К тому же, как Оля Шевченко писала в статье «Фриланс и нищета», 31% работодателей с удовольствием нанимают новичков.

Допустим, вы работали помощником руководителя в офисе, а потом ушли на фриланс. Вы никогда не организовывали рабочий процесс в интернете, но хотите найти работу онлайн. Так и напишем.

Учусь организовывать рабочий процесс онлайн
Раньше я работала в офисах и привыкла к живому общению с начальством. Работодатель ставил задачи устно, я всё записывала в ежедневник и тут же уточняла детали. Когда босс в офисе, я всегда могла зайти на минутку и рассказать о статусе работ: что сделала, что и когда планирую, где и почему забуксовала.
У виртуального ассистента нет такой возможности, но я этого не боюсь. В прошлом месяце изучила таск-менеджеры, которые позволят будущему работодателю следить за моей работы со смартфона. В этом месяце разбираюсь с популярными ЦРМ-системами.


Возможно, вы закончили курс по копирайтингу, но никогда не писали коммерческий текст. Вместо того, чтобы говорить, как много продающих фраз вы знаете, расскажите честно об опыте.

Нарабатываю опыт
До сих пор я писал в своё удовольствие. Помогал коллегам составлять деловые письма и презентации, редактировал объявления в подъезде для старшего по дому. Однажды помог другу написать речь для свадьбы сына — и сам чуть не расплакался, когда он её репетировал.
В моём портфолио нет серьёзных коммерческих статей для Газпрома и Сбербанка. Я не работал в рекламных агентствах, но понимаю, что текст должен решать задачи бизнеса. Чтобы добиться этого, я изучу, как работает ваше предприятие, кто и почему покупает продукт и сформулирую цель текста.

А дальше расскажите, что вы делаете, чтобы правильно понять задачу, как проводите интервью с заказчиком и какие вопросы задаёте. Расскажите о том, как утверждаете работу, как согласовываете детали, как презентуете финальный вариант и вносите замечания. Неопытный, но ответственный и заботливый работник лучше опытного пофигиста с понтами.

Багаж, отброшенный всеми заинтересованными лицами — не проблема. Проблема — багаж, который не отброшен. Отсутствие опыта — не проблема. Проблема — это когда клиент не видит, что вы хотите ему помочь.

Чтобы вас не упрекнули люди, опередите их — упрекните себя сами

Предложить тест-драйв

Заполнять портфолио работами всё-таки придётся. Чтобы сделать это быстрее, предложите клиенту протестировать ваши услуги бесплатно или за символические деньги.

Я понимаю, что работать с неопытным копирайтером страшно. Если у вас в запасе есть три дня, чтобы выслать задание и дождаться текста, я возьмусь за него бесплатно. Готов написать пять постов для соцсетей, текст о компании или карточку продукта для интернет-магазина. Обязательств с вашей стороны нет: если текст не подойдёт, я без обид.


Наверняка вы не готовы нанимать ассистента без опыта. Чтобы не тратить ваше время впустую, я готова выполнить тестовое задание. Если увидите потенциал, созвонимся по Скайпу и обсудим детали. Если нет — расстанемся друзьями.


Такой подход, когда вы предлагаете заказчику протестировать услуги без обязательств, поможет быстро набить руку и разместить в портфолио несколько работ, которые вы выполните в рамках тест-драйва.

Превратите портфолио в лид-магнит

См. также:
Где взять работу мечты
Как прорекламировать себя бесплатно
Сколько брать за работу на фрилансе

2017   Антон Досыбиев   Работа

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Висячие предлоги в списках

Антон Досыбиев

Студенты курса Helppy знают, что висячие предлоги и союзы — зло. Они делают вёрстку дешёвой и любительской. Понятно, что хороший текст ничто не испортит, но если текст и правда хороший, то почему он должен выглядеть так, будто его верстал школьник.

Пример из лекции о базовых правилах вёрстки с третьей недели курса

Подробней о висячих предлогах поговорим в другой раз. Сегодня — о неочевидном. Я заметил, что копирайтеры часто оставляют предлоги в конце обобщающих фраз к спискам. Вот как это выглядит.

Вы узнаете, как:

  • подобрать цвет аксессуаров и одежды,
  • носить дизайнерскую одежду в повседневной жизни,
  • выбирать головные уборы.

Или вот.

Обратите внимание на:

  • дедлайн,
  • требования к работам,
  • максимальный объём текста.

Обидно, если вы убрали висячие предлоги и союзы по всему тексту, а в обобщающих фразах к спискам оставили. Предлагаю идти до конца: если текст перед списком кончается предлогом, перенесите его в первый пункт.

Вы узнаете:

  • как подобрать цвет аксессуаров и одежды,
  • носить дизайнерскую одежду в повседневной жизни,
  • выбирать головные уборы.

Обратите внимание:

  • на дедлайн,
  • требования к работам,
  • максимальный объём текста.

Уберите висячие предлоги везде

2017   Антон Досыбиев   Разное

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Соотношение верхнего и левого полей в вёрстке

Антон Досыбиев

Допустим, вы делаете картинку с надписью.


Если вы серьёзно подходите к мелочам, наверняка вас мучает вопрос: как подобрать правильный отступ сверху и слева от надписи, приближать текст к левому краю или к верху.


Для начала уточним, что при отступе сверху не учитывается размер прописных букв. В нашем случае это О и Ш — они выше остальных букв, но мы ориентируемся на строчные.


Обратите внимание на прямоугольник в углу. В нём весь секрет: если картинка горизонтальная, то и прямоугольник должен быть горизонтальным.


У нас получился почти квадратный отступ, подвинем надпись вправо, чтобы получился прямоугольник.


Красота. На вертикальных картинках приближаем надпись к левому краю и увеличиваем отступ сверху, чтобы в углу получился вертикальный прямоугольник.


Вы не совершите преступление и не нарушите вселенский дизайнерский закон, если надпись в углу сформирует квадрат или вертикальный прямоугольник на горизонтальной картинке. Главное, чтобы это решение было осмысленным. Но если сомневаетесь в соотношении полей, следуйте универсальному правилу:

Горизонтальная картинка — горизонтальный прямоугольник в углу, вертикальная картинка — вертикальный

2017   Антон Досыбиев   Разное

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Вам не нужно вдохновение

Антон Досыбиев

Я часто слышу, как маркетологи, копирайтеры, дизайнеры или журналисты говорят, что их работа — это творчество. Для меня это признак дилетанта. В работе с клиентом такие творцы считают, что они умнее заказчика, поверхностно вникают в задачу и закатывают истерики, если работу не приняли. Пожалуйста, забудьте про вдохновение.

Считайте, что вы — носильщик чемоданов

Был такой известный фрилансер Курт Вайдеман. Он придумал логотип «Мерседеса» и создал для него же первый корпоративный шрифт. Логотип «Порше» тоже придумал Вайдеман.

Коллаж из «Живого журнала»

В одном из интервью Вайдеман рассказывает, как он относится к работе. Этот отрывок я подсовываю всем, кто заикается о творчестве. Посмотрите минутку:

Мой вольный перевод:
«Я обслуживающий персонал, как носильщик чемоданов на вокзале. Ничего более. Я оказываю услуги. Я должен ставить себя на место клиента — это важно. (...) Я не свободный художник. (...) И не работаю с ощущением, что я — художник, потому что не верю, что достаточно одарён для этого».

Представляете как получается. Легенда дизайна, автор нескольких книг и крутейший шрифтовик Вайдеман — носильщик чемоданов, а копирайтер с биржи фрилансеров — творец, чтоб его.

В этом и проблема. Когда я работал редактором в интернет-журнале, бывало, что автор присылает статью, я её капитально переделываю, а он потом просит не публиковать. Дескать, из текста исчез его неповторимый авторский стиль. А для меня главное, чтобы статья соответствовала стандартам издания и однозначно передавала нужную информацию. Упражняйтесь в красноречии у себя в бложике, говорил я очередному творцу.

Или заказываю посты в Фейсбук для торгового центра. Сммщик утверждает, что понял задачу, но присылает котиков. А потом доказывает, что это хорошие посты, потому что «пёрло», и потому что «поймал вдохновение, аж самому понравилось». О задачах клиента он в этот момент не думал. Зачем ему думать о каком-то клиенте, если он творец.

Будьте проще, носите чемоданы

Просто фигачьте по расписанию

Ещё один знаменитый фрилансер — Кристоф Ниман. Он рисует для «Нью Йоркера» и «Нью Йорк таймс», выпускает книги с иллюстрациями и регулярно собирает престижные дизайнерские премии.

В документальном сериале «Абстракция: искусство дизайна» Ниману посвящена первая серия. Вот что он говорит о вдохновении:

«Вдохновение для любителей, мы, профессионалы, просто по утрам ходим на работу. Не нужно часами ждать момента, когда придет вдохновение. Ты просто приходишь и начинаешь работать. Может случится что-то удивительное, а может и нет. Все, что важно, так это позволить этому произойти. Для этого ты сидишь за столом, рисуешь, придумываешь и надеешься на лучшее. Так страшно, когда у тебя есть полчаса, чтобы что-то сделать. Таким образом ты развиваешь навык сделать на заказ что-то, за что потом не стыдно. Только так ты можешь преуспеть, развивая свое мастерство».

В сериале показывают офис Кристофа. Он работает один. Приезжает каждое утро в одно и то же время, садится за стол — и фигачит. В шесть вечера встаёт, идёт домой и возвращается на следующий день, чтобы снова сесть за стол и работать до вечера. Творцы так не умеют.

Преуспевают ремесленники, а не творцы. Просто ходите на работу

См. также:
Понять потом сделать
Почему провал — это хорошо

2017   Антон Досыбиев   Разное

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Как формулировать заголовки на лендингах

Антон Досыбиев

Сначала о том, как не надо:

  • «Эта программа подойдёт»,
  • «Курс для вас, если вы»,
  • «Вебинар поможет понять»,
  • «На встрече вы узнаете»,
  • «In 30 days you will».

У таких заголовков есть кое-что общее: они все не заголовки. Это начало предложения, которое автор вынес вверх и оформил крупным шрифтом. Визуально — заголовок. На деле — разорванная фраза.

Вот что получится, если сделать такими все заголовки на странице про финтес-клуб:

  • «У нас вы получите»,
  • «К нам приходят»,
  • «В клубе есть тренажёры для»,
  • «С нами вы достигнете»,
  • «Дополнительно посетители получают».

Беда в том, что заголовки в таком виде не выполняют свою главную функцию — навести структуру и помочь читателю сориентироваться на странице. С хорошими заголовками читатель листает этажи лендинга и понимает, где искать нужную информацию. С плохими структура получается неочевидная, ориентироваться сложнее.

Чтобы навести красивую структуру и помочь посетителю найти то, что ему интересно, используйте один из двух видов заголовков: первый сообщает, что внутри раздела, а второй — главную мысль. Первый я называю «сигнальным», а второй — «новостным».

Сигнальный

Такой заголовок как бы сигнализирует читателю: «Эй, вот тут у нас целевая аудитория, а тут список услуг». Он однозначно отвечает на вопросы «что внутри?», «о чём это?». Формулировать их, как раз плюнуть: просто скажите, о чём этот раздел.

Не заголовок Сигнальный
Эта программа подойдёт Для кого
Кто учится
Кому подойдёт
Вебинар поможет понять Ваш результат после вебинара
Что вы поймёте после вебинара
Зачем идти
В клубе есть тренажёры для Тренажёры
Виды тренажёров
Тренажёры для новичков

Структура с сигнальными заголовками получается чёткая и простая, так что на странице легко сориентироваться и выцепить важное. По такому принципу формулируются разделы в учебниках, чтобы нужный легко находился в оглавлении. По этому же принципу мы собирали заголовки для сайта Helppy.

  • Кто учится
  • Кто преподаёт
  • Как проходит обучение
  • Кто в команде
  • Расписание занятий
  • Гостевые лекции
  • Сколько стоит

Скажи, что внутри

Обратите внимание, что сигнальные заголовки часто звучат как вопрос, потому что начинаются с местоимения или вопросительного наречия, но знак вопроса в них не ставится. Если поставить, получится нелогично: мы как бы спрашиваем читателя, кто учится, хотя это мы ему должны рассказать.

Запомните: знак вопроса в заголовке — дурной тон.

Новостной

Этот заголовок сходу вываливает на читателя главную мысль. Так обычно делают журналисты-новостники: для них заголовок — это сама новость в сжатом виде. Он отвечает на вопросы: «что случилось?», «в чём суть?». Вот примеры из моей практики, когда я работал в информационном агентстве:

  • В Казахстане наблюдается нехватка квалифицированных топ-менеджеров
  • В Астане задержан гражданин Китая, разыскивавшийся на родине за махинации в банковской сфере
  • Около трети казахстанцев не пользуются интернетом — опрос
  • Казахстанские «зелёные» призывают мужчин не дарить женщинам подснежники

С таким заголовком не обязательно читать всю новость, ведь главное вы уже знаете. Если интересны подробности, открываете текст.

Чтобы использовать приём на промостраницах, выделите главное из каждого блока, чтобы в заголовке оказался вывод или заявление, а дальше в тексте — доказательства. Вот как изменились бы заголовки на сайте Helppy, будь они новостными.

Сигнальный Новостной
Кто учится Курс для тех, кто хочет зарабатывать удалённо
Кто преподаёт Преподаватель — Ольга Шевченко
Как проходит обучение Курс состоит из видео-уроков, домашних заданий и персональной работы
Кто в команде В команде — лучшие выпускники курса и сноб-журналист
Расписание занятий Студенты получают видео-уроки каждый день
Гостевые лекции Лекции для студентов читают лучшие эксперты рунета
Сколько стоит У нас самые беззубые цены

Новостные заголовки лучше привлекают внимание, но хуже структурируют страницу. С ними ориентироваться на лендинге сложнее, зато главные мысли лежат на поверхности. Прочёл заголовок — и уже знаешь суть. Если нужны доказательства или подробности, читаешь дальше. Если вопросов нет, идёшь к следующему заголовку.

Скажи, в чём суть

2017   Антон Досыбиев   Маркетинг

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Одно слово, из-за которого вы выглядите слизняком

Антон Досыбиев

Иногда нам приходится объяснять свои поступки:

  • «Почему ты выбрал этот шрифт для лендинга?»,
  • «Почему вы не можете взяться за проект завтра?»,
  • «Почему презентация ещё не готова?»,
  • «Почему ваши услуги стоят аж 30 000?»,
  • «Почему мы смотрим этот страшный фильм, дорогой?».

Когда мы отвечаем на эти «почему», то рискуем скатиться в оправдания. Если скатились, собеседник это чувствует и давит сильнее. В итоге мы идём на уступки или выглядим дилетантами. Я заметил, что чаще всего виновато одно слово.

«Просто»

Безобидное на первый взгляд слово превращает уверенное объяснение причины в слезливое оправдание. Посмотрите, как меняется тональность без «просто». Магия, не иначе.

«Почему ты выбрал этот шрифт для лендинга?»

  • Слизняк: Просто этот шрифт доступен в бесплатном наборе Гугла и хорошо выглядит на мобильных.
  • Молодец: Этот шрифт доступен в бесплатном наборе Гугла и хорошо выглядит на мобильных.

«Почему вы не можете взяться за проект завтра?»

  • Слизняк: Просто я занят на другом проекте.
  • Молодец: Я занят на другом проекте.

«Почему презентация ещё не готова?»

  • Слизняк: К вечеру всё доделаю. Просто обработка фотографий заняла больше времени чем я думал.
  • Молодец: К вечеру всё доделаю. Обработка фотографий заняла больше времени чем я думал.

«Почему ваши услуги стоят аж 30 000?»

  • Слизняк: Это стандартная цена, просто мне будет некомфортно работать за меньший гонорар.
  • Молодец: Это стандартная цена, мне будет некомфортно работать за меньший гонорар.

«Почему мы смотрим этот страшный фильм, дорогой?»

  • Слизняк: Просто Гари Олдман — мой любимый актёр.
  • Молодец: Потому что Гари Олдман — мой любимый актёр.

«Просто» — не просто слово

В устной речи разница бросается в глаза ещё сильнее. Ради эксперимента сдержитесь, когда в следующий раз захочется начать объяснение с «просто», и послушайте как уверенно вы прозвучите. Потом обратите внимание, когда другие говорят «просто» — и получается неуверенное оправдание.

2017   Антон Досыбиев   Разное

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Об эмоциях и «душевных» постах в СММ

Антон Досыбиев

На второй неделе курса Helppy студенты учатся писать в соцсети, а мы проверяем их посты. Одна из распространённых ошибок — попытки написать о продукте душевненько и с эмоциями. Примерно так:

«Всех, всех, всех, приглашаем посетить ярмарку ручных работ!
Вы окунётесь в мир бесконечной фантазии и рукоделия! Оригинальные подарки, неповторимые игрушки, сладкие леденцы, украшения из натуральных камней, душистое мыло, вязанные шапочки — всё это только своими руками и с любовью!!!»

Так не пойдёт. Пост о продукте должен продавать, а вместо этого вываливает на читателя сопливую кашу. Разбираемся, почему это не работает и как написать продающий пост, который не сопливит.

Почему эмоции не работают и чем их заменить

Исходим из того, что люди покупают продукт, чтобы решить проблему:

  • девушка покупает платье, чтобы было что надеть на вечеринку,
  • парень покупает смартфон, чтобы иметь под рукой сносную камеру и возможность быть на связи в соцсетях,
  • молодая мама покупает курс по маркетингу, чтобы получить возможность работать дома и уделять время ребёнку,
  • бизнес-леди покупает консультацию с тренером по саморазвитию, чтобы избавиться от неуверенности и научиться выступать на публике.

Любой продукт решает проблемы. Эмоциональные маркетологи думают, что клиента надо соблазнить и очаровать, клиенту надо понравиться и продать ему продукт любой ценой. Такие рассуждения — не в мире клиента.

Клиент не хочет что-нибудь купить, его задача — решить проблему

Отсюда наш принцип: не втюхивать, а честно и спокойно рассказать о продукте. Цель — помочь читателю принять взвешенное, осознанное решение о покупке.

Это же касается молодой аудитории. Иногда нам говорят, что факты хорошо работают для взрослых, но молодёжь хочет эмоций. А по-моему, у молодых людей прекрасно работает голова, и они так же стараются решить проблему, когда что-то покупают.

Вот молодая девушка хочет купить платье. Для неё главным критерием будет внешний вид, потому что она хочет поразить сверстников в школе — это тоже проблема.

Эмоциональный маркетолог напишет, что «в этом платье вы будете неотразимы», что «вы привлечёте к себе внимание окружающих и будете чувствовать себя легко и свободно» и всё в таком духе.

Маркетолог, работающий по нашей системе, напишет, что платье сшито из таких-то материалов, поэтому тело в нём дышит. Напишет, что в этом платье можно пойти в кино, а если вечером будет холодно, то оно круто сочетается с тёмным пиджаком. Напишет, что в магазине остались такие-то размеры таких-то цветов. В качестве иллюстраций сммщик покажет платье в разных ракурсах: на худенькой девушке и на девушке с лишним весом. В нагрузку — фотография Дженифер Лоуренс в похожем платье на последней церемонии «Золотой глобус».

Какой бы молодой ни была наша девушка, она, скорее всего, вдохновится вторым постом. В нём нет эмоций, но много крутых фактов: в платье не жарко, у нас есть размеры и цвета, вот как оно выглядит на худых, вот как оно идёт полным, и даже в Голливуде носят похожее.

Было эмоционально:

«В этом платье ты будешь как Голливудская звезда!»

Стало спокойно:

«Посмотри какое платье, даже Лоуренс носит похожее. Если у тебя лишний вес, тебе всё равно подойдёт — вот фотодоказательство»

Вывод: определение целевой аудитории нам дано не для того, чтобы знать, когда включать эмоции, а для того, чтобы понимать, на каком языке озвучивать факты и доказательства, какие факты приводить, а какие нет.

Молодежь — не дураки

Сммщик, который знает сегменты целевой аудитории, подбирает для каждого отдельные факты. Например, смартфоны покупают люди в разном возрасте, у них разные цели и вопросы о продукте.

Кто Зачем покупают Что интересует
Школьники Похвастаться Девайс модный? Есть ли забавные приложения?
Студенты Фотографировать и общаться в соцсетях Какая камера? Удобно ли сидеть в соцсетях?
Бизнесмены Управлять командой в дороге из приложений Есть ли 4-Джи? Есть ли приложения ЦРМ-систем?

Школьникам расскажем, что такой же смартфон у Человека-паука в последнем фильме. Покажем несколько забавных приложений для розыгрышей.

Студентам расскажем, что в камере 12 мегапикселей, поэтому фотки будут как на большой цифровой камере. Покажем, что можно сфотать — и тут же запостить в соцсети, покажем примеры фотографий.

Бизнесменам расскажем о приложениях для тайм-менеджмента и командного ведения проектов. Расскажем о модуле 4-Джи и покажем, что скорость подключения на этом смартфоне выше, чем у конкурентов за счёт качественной начинки.

Целевая аудиория помогает нам найти нужные доводы, определить, какие факты важны, а какие нет. Если целевая аудиория — молодёжь, это не значит, что ей нужен эмоциональный текст. Ей нужны другие факты.

У всех свои вопросы

Как отбросить эмоции

Вот вы пришли в магазин бытовой техники за мультиваркой. Подходите к консультанту и просите рассказать о «Тефале». А консультант такой:

  • — О, это лучшая мультиварка на рынке! Великолепное решение для всей семьи! Этот прибор избавит вас раз и навсегда от лишней работы на кухне, поможет почувствовать себя настоящей леди, которая не занимается изнуряющей готовкой. Только вдумайтесь, как много времени вы тратите...

В этот момент вы, скорее всего, подумаете: «Хватит втюхивать, расскажи уже, что умеет этот ваш „Тефаль“». Вас будет интересовать:

  • какие блюда он готовит,
  • как его мыть,
  • есть ли программируемый таймер,
  • сколько продуктов туда помещается, подойдёт ли для семьи из четырёх человек,
  • делает ли он картошку фри,
  • нужно ли для него масло.

Каким бы восторженным и эмоциональным ни был консультант, вам будет плевать на его восклицания. То же самое на странице магазина в Фейбсуке: сммщик может сколько угодно восторгаться мультиваркой, но чтобы аудитория пошла заказывать девайс на сайт, ей надо спокойно рассказать, что этот прибор умеет. Эмоции не помогут.

Просто ответьте на вопросы клиента

Вернёмся к посту из начала статьи. Сммщик торгового центра приглашает подписчиков на ярмарку:

«Всех, всех, всех, приглашаем посетить ярмарку ручных работ!
Вы окунётесь в мир бесконечной фантазии и рукоделия! Оригинальные подарки, неповторимые игрушки, сладкие леденцы, украшения из натуральных камней, душистое мыло, вязанные шапочки — всё это только своими руками и с любовью!!!»

Чтобы переписать приглашение, представим вопросы, которые интересуют аудиторию.

  • Какие бренды или мастера приедут?
  • «Душистое мыло» — это какое?
  • Кто и из чего делает леденцы?
  • Из чего сделаны украшения?
  • Какие ещё подарки можно купить?
  • Будет ли шоу и халява?

Ответим на вопросы в посте:

Приходите на ярмарку ручных работ «Умелые ручки». Она откроется 31 августа в 10:00 утра на втором этаже ТРЦ «Мегамаркет».
Мы пригласили умельцев из 19 городов Украины. Студия «Джамбо» привезёт мягкие игрушки в виде героев советских мультфильмов, а ювелир Алла Маяк выставит кольца и серьги из серебра с ониксами и топазами.
Ребята из львовского магазина «Сладкий ноябрь» покажут вживую, как они делают леденцы из карамели с клубничным сиропом, а Пётр Радужный презентует новую линейку мыла, которое он варит из оливкового масла.
На летней площадке — дегустация нового мороженого «Эскиморда» и награждение победителей конкурса на самое оригинальное селфи с хештегом #megamarket.
Всего на ярмарку приедут 26 производителей одежды, украшений и сладостей. Читайте подробности в блоге...

Я тут разошёлся и добавил ссылку на гипотетический блог торгового центра. Но если блога нет, я бы перечислил все бренды в конце поста списком в две колонки: бренд и что он продаёт. Читатель пробежит глазами по списку и поймёт, интересно ли ему. Беременная девушка отметит производителя слингов, студент увидит часы из виниловых пластинок, веганка Женя заинтересуется эко-сумками с портретами героев «Игры престолов», а директор автомойки Боря — аксессуарами для рыбалки.

Если вы привыкли заигрывать с аудиторией и писать эмоционально, представьте, что рассказываете о продукте маме или другу. Не абстрактному читателю из Фейсбука, а конкретному человеку с именем, лицом и головой на плечах. Спросите себя, как помочь подруге Алёне понять, что ей нужен этот утюг? Как рассказать маме о тренинге, чтобы она поняла, что он ей поможет? Как помочь сестре выбрать правильного мастера по маникюру?

Это работает, потому что близкому человеку вы втюхивать не будете. Придётся копать глубже.

Втюхивать грешновато

Что запомнить

  1. Эмоции неинформативны, а без информации потенциальный клиент не примет взвешенное решение о покупке.
  2. Люди испытывают положительные эмоции, когда отдыхают, общаются с друзьями и семьёй, смотрят кино или читают книгу. Если человеку нужны эмоции, он выпьет пива с друзьями. Ваш эмоциональный пост об услугах стилиста не сможет с этим конкурировать.
  3. Восклицательные знаки и оценочные прилагательные не продадут продукт. Опираемся на факты которые интересны конкретному сегменту аудитории. Три восклицательных знака не затащат молодого человека на ярмарку. А модный диджей и презентация с полуголыми девицами — ещё как. О них и расскажите.
  4. Чтобы написать продающий пост, представьте, что предлагаете купить продукт сестре или другу. Если начнёте втюхивать, они обидятся.

P. S. Пост про ярмарку мы стянули с реальной странички торгового центра и изменили только его название. Раньше этот пост был одним из вопросов в тесте по СММ на второй неделе Helppy — студентам надо было выбрать способы сделать текст лучше. Теперь тест новый, и в нём ещё больше примеров и заковыристых вопросов. Если вы хотите научиться вести соцсети честно, без фальши и втюхивания, регистрируйтесь на курс.

См. также:
Как написать полезный пост в соцсети

2017   Антон Досыбиев   Маркетинг   СММ

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Как найти опечатки в тексте

Антон Досыбиев

Знаю случаи, когда хороший специалист не получал работу, потому что несколько раз опечатался в сопроводительном письме. Можно сколько угодно рассуждать, что работодатели придираются, но факт остаётся на месте: опечатки портят репутацию.

Почему мы не видим опечатки

Я ошибаюсь постоянно. То букву пропущу, то поставлю лишний знак, то поменяю буквы местами. Заметить такую мелочь сложно: глаз замылен, бежит по строчкам на автомате, мозг складывает буквы в слова — кажется, что всё хорошо, а на самом деле там куча опечаток.

Вот почему мы не видим ошибки

Как заставить мозг видеть ошибки и опечатки

Решение простое — заставьте себя читать каждое слово по отдельности, как-будто это просто слово, а не часть осмысленного предложения. Сделать это проще, чем вы думаете: надо перевернуть текст вверх ногами и читать его с конца.

Посмотрите, в каком случае легче найти опечатку.

Как обычно Вверх ногами
Первый сезон возрождённого сериала имел значительные для Великобитании рейтинги, и хотя к окончанию третьего сезона они несколько уменьщились и продолжения могло бы и не быть, но руководство Би-би-си решило рискнуть и продолжить. Продолжить и рискнуть решило Би-би-си руководство но быть не и бы могло продолжения и уменьщились несколько они сезона третьего окончанию к хотя и рейтинги Великобитании для значительные имел сериала возрождённого сезон первый.
Образы спутников являются некими персонами, с которыми зрители могут себя идентифициорвать, а также служат для развития сюжета, прося у Доктора описания мест, где они находяться, а также невольно создавая опасности, требующие от Доктора решения проблемы. Доктор регулярно встречает новых спутников и теряет предыдущих, иногда они возвращаются домой, иногда они находят новые интересые места, или даже любовь, в мирах, которые они посещают. Посещают они которые мирах в любовь даже или места интересые новые находят они иногда домой возвращаются они иногда предыдущих теряет и спутников новых встречает регулярно Доктор. Проблемы решения Доктора от требующие опасности создавая невольно также а находяться они где мест описания Доктора у прося сюжета развития для служат также а идентифициорвать себя могут зрители которыми с персонами некими являются спутников образы.

Правило такое:

Читайте с конца, от последнего слова к первому

2017   Антон Досыбиев   Работа

Рассылка статей по почте. Раз в неделю, без спама.

Ctrl + ↓ Ранее