Вам не нужно вдохновение
Я часто слышу, как маркетологи, копирайтеры, дизайнеры или журналисты говорят, что их работа — это творчество. Для меня это признак дилетанта. В работе с клиентом такие творцы считают, что они умнее заказчика, поверхностно вникают в задачу и закатывают истерики, если работу не приняли. Пожалуйста, забудьте про вдохновение.
Считайте, что вы — носильщик чемоданов
Был такой известный фрилансер Курт Вайдеман. Он придумал логотип «Мерседеса» и создал для него же первый корпоративный шрифт. Логотип «Порше» тоже придумал Вайдеман.
В одном из интервью Вайдеман рассказывает, как он относится к работе. Этот отрывок я подсовываю всем, кто заикается о творчестве. Посмотрите минутку:
Мой вольный перевод:
«Я обслуживающий персонал, как носильщик чемоданов на вокзале. Ничего более. Я оказываю услуги. Я должен ставить себя на место клиента — это важно. (...) Я не свободный художник. (...) И не работаю с ощущением, что я — художник, потому что не верю, что достаточно одарён для этого».
Представляете как получается. Легенда дизайна, автор нескольких книг и крутейший шрифтовик Вайдеман — носильщик чемоданов, а копирайтер с биржи фрилансеров — творец, чтоб его.
В этом и проблема. Когда я работал редактором в интернет-журнале, бывало, что автор присылает статью, я её капитально переделываю, а он потом просит не публиковать. Дескать, из текста исчез его неповторимый авторский стиль. А для меня главное, чтобы статья соответствовала стандартам издания и однозначно передавала нужную информацию. Упражняйтесь в красноречии у себя в бложике, говорил я очередному творцу.
Или заказываю посты в Фейсбук для торгового центра. Сммщик утверждает, что понял задачу, но присылает котиков. А потом доказывает, что это хорошие посты, потому что «пёрло», и потому что «поймал вдохновение, аж самому понравилось». О задачах клиента он в этот момент не думал. Зачем ему думать о каком-то клиенте, если он творец.
Будьте проще, носите чемоданы
Просто фигачьте по расписанию
Ещё один знаменитый фрилансер — Кристоф Ниман. Он рисует для «Нью Йоркера» и «Нью Йорк таймс», выпускает книги с иллюстрациями и регулярно собирает престижные дизайнерские премии.
В документальном сериале «Абстракция: искусство дизайна» Ниману посвящена первая серия. Вот что он говорит о вдохновении:
«Вдохновение для любителей, мы, профессионалы, просто по утрам ходим на работу. Не нужно часами ждать момента, когда придет вдохновение. Ты просто приходишь и начинаешь работать. Может случится что-то удивительное, а может и нет. Все, что важно, так это позволить этому произойти. Для этого ты сидишь за столом, рисуешь, придумываешь и надеешься на лучшее. Так страшно, когда у тебя есть полчаса, чтобы что-то сделать. Таким образом ты развиваешь навык сделать на заказ что-то, за что потом не стыдно. Только так ты можешь преуспеть, развивая свое мастерство».
В сериале показывают офис Кристофа. Он работает один. Приезжает каждое утро в одно и то же время, садится за стол — и фигачит. В шесть вечера встаёт, идёт домой и возвращается на следующий день, чтобы снова сесть за стол и работать до вечера. Творцы так не умеют.
Преуспевают ремесленники, а не творцы. Просто ходите на работу
См. также:
Понять потом сделать
Почему провал — это хорошо